Экспедиция «Кругоморька-2019» - Грузинский этап


В августе 2019 года, Харьковский Off-road клуб совершил экспедицию на внедорожниках вокруг Чёрного моря. Участники проехали около 8000 км, посетили 5 стран и множество достопримечательностей. По просьбе автора, публикуем отчёт о путешествии и приглашаем всех читателей к прочтению!
 «Есть в этом что-то волшебное: уезжаешь одним человеком, а возвращаешься совершенно другим» — Кейт Дуглас Уигген.

В данном писании речь пойдет о субъективном мнении, сложившемся в ходе экспедиции вокруг Черного моря. Посетив разные места в разных странах, постараюсь изложить свои впечатления, мысли вслух и некоторые выводы, сделанные в ходе этого путешествия.
В первую очередь, хотел бы просто написать слова благодарности всем тем, кто волей-неволей был причастен к подготовке этой экспедиции, а также к действиям, приведшим к ее осуществлению. Людей таких много, их роль и вклад хоть и разный, но все равно ценен. В любом случае, мне очень хочется дать понять всем, кто даже просто морально поддерживал, что я очень ценю это, и неважно, на каком этапе и что было сделано. Спасибо ВСЕМ огромнейшее, то есть в итоге это сделали МЫ вместе.
Наверное, самое правильное будет разделить отчет на хронологические отрезки в прямой последовательности, возможно, с какими-то отступлениями.
И конечно же, я постараюсь дать по возможности больше полезной информации для тех, кто только планирует подобное.
Итак, начнем!

Подготовка к экспедиции

Тут, естественно, сразу же начинается субъективизм, так как изначально у каждого из нас есть отправная точка начала подготовки, и все в этой точке имеют разный уровень готовности к путешествию. У кого-то стоит в гараже новенькая машина, обслуженная, заправленная. У кого-то машина тоже в гараже, но в полуразобранном состоянии. А кому-то ее предстоит только купить.

То же самое касается кучи туристического снаряжения: термоса, газовые печки, палатки, столики, стульчики, зарядные устройства, кино-фото, инверторы, навигаторы, боксы, компрессоры... У кого-то это все есть, а кому-то большую часть надо докупить.
У меня на момент формирования решения о поездке автомобиль был, но совершенно неподготовленный. И туристическое снаряжение большей частью тоже было, но, как показала дальнейшая практика, ой как много еще предстояло докупить – могу уверенно сказать, дьявол в мелочах, их много, и в итоге это совсем не копейки…

В моем случае, с момента укрепившейся мысли о поездке до самой поездки прошло почти три года. Я не буду подробно останавливаться на технической подготовке автомобиля, желающие смогут это сделать здесь >> 

Туристическая подготовка автомобиля, не вошедшая в отчет технический, заключалась в установке 600-литрового Air-Box на крышу, установке спальной раздвижной полки в задней части салона и в установке инвертора. И скажу я вам - какая отличнейшая вещь этот Air-Box с габаритами трехместной лодки!

Я не буду приводить список всего туристического оборудования, которое я собрал в поездку – у каждого могут быть свои индивидуальные предпочтения, исходя из специфики путешествия; но остановлюсь на тех вещах, которые считаю незаменимыми.
  1. Газовый баллон на 5 литров с горелкой и отражателем – практика показала, что именно он наиболее эффективен и удобен (у нас было много вариантов газового теплового оборудования и было с чем сравнить). Естественно, чтобы вскипятить кофе или пожарить быстренько яичницу, вполне сойдет и газовая печка на баллончиках. Но она не заменит большой баллон, а большой баллон ее заменит. Единственное что добавлю на основании практики - заправить наш баллон в Грузии или Турции – это сложная задача из-за разницы стандартов. Поэтому надо озаботиться переходником. 
  2. Столик – без комментариев. Это необходимая вещь даже при 20 минутном кофе-брейке, не говоря уже про лагерную стоянку.
  3. Какое-либо освещение по периметру автомобиля (читай освещение лагеря или стоянки), а если еще и с датчиком движения - идеал.
  4. Радиостанции. При движении нескольких ТС - это нереально архиважный девайс, экономящий время и нервы. Еще раз! Это очень важная составляющая групповой экспедиции.
Все остальное, если не планируете длительные стоянки – дело уже каждого (спать в машине или в палатке, иметь шатер или маркизу, небольшие стульчики или основательные кресла, пластиковая или железная посуда и т.д., и т.п. Ну и, подводя итог - если у вас это первое серьезное путешествие и первая серьезная подготовка, то затраты на подготовку превзойдут затраты на саму экспедицию. Это важно знать и учитывать.

Маршрут и состав экспедиции

Итак, вот окончательный маршрут, созданный за полтора года бесед и обсуждений.


А вот подготовленный автомобиль


 Основательная укладка вещей без 600 литрового аирбокса – бесполезная затея


В состав экспедиции вошло три автомобиля:
  • Опель Монтерей 3.2 газ/бензин (экипаж 3 человека) Харьков,
  • Мицубиси Л200 2.5 дизель (экипаж 3 человека) Харьков+Киев,
  • Тойота ФЖей 4.0 газ/бензин (экипаж 2 человека) Кривой Рог.
Сама философия экспедиции состояла в создании маршрута по местам, которые достаточно харизматичные, но труднодоступные (а это считай, не сильно туристические), или достаточно туристические, но бесспорно харизматичные. Основные точки: перевал Абано, Сигнахи, Гори, Боржоми, Чиатура, Кабулети, Батуми, Трансаджарская трасса, Эрзурум, Немрут-Даг, Каппадокия, Средиземное море, Чатал Гюйнюк, Стамбул, Одесса.

Глобально, путь пролегал по большим регионам и странам, и по пути было огромное количество достопримечательностей. Но ограничение по времени не давало никаких шансов посмотреть хотя бы половину. Можно долго спорить, что надо было бы все равно посмотреть немного больше. Может и так - но я очень доволен, что ранее просчитанные интервалы и пробеги, и весь график, совпали с практическими, и не ввели нас в режим гонки.

Российский этап

На границу из Харькова, в сторону Белгорода, мы выехали в 19:00 в субботу 3 августа. Украинский контроль прошли достаточно быстро, минут за 30-40 и, переехав на контроль РФ, простояли….5 часов….. Перед нами было 8 машин в нашей линии…. Просто без комментариев…. В результате в Белгород мы попали поздним вечером, но благодаря нашим белгородским друзьям из офроуд-клуба, мы знали куда ехать и где ночевать. Ночевка обошлась в 700 рублей за номер или 13 уе – демократичная цена, спасибо  большое Мишутка! До того, как устроиться на ночлег, естественно заправились под завязку, чтобы с утра не терять времени. 

Ранний подъем, и где-то в 7:50 мы тронулись в путь. В 10:40 мы сделали привал, покушали, пофоткались.


И продолжили путь «до упора» - по планам мы должны были доехать в район Армавира и там искать ночлег, но после 15:00 начался дождь, значительно снизив темп нашего движения. Не доезжая 160 км до Ростова-на-Дону, трасса М4 превратилась в сплошную тянучку.

Дождь на трассе М4 ДОН

Опупевший хохол


Обязательно надо рассказать кумедный случай в Ростове-на-Дону! 
На развязке на Батайском кольце (в Каменске Шахтинском, по памяти) сразу после АКЕИ, дорога уходит вправо, и потом, резко влево, пересекая сверху прямую трассу на Ростов. И там, в начале, стоит куча ДПС, следящих за соблюдением разметки, которую там соблюсти весьма сложно. Поэтому идет «конвейерное рубилово» - мой навигатор ведет меня направо, Вадима тоже, а Андрея ведет на Ростов… И получается, мы тихонечко удаляемся правее в общем потоке, а Андрей едет прямо… В последний момент он понимает, что мы уходим в отворот, и… на глазах толпы ДПС исполняет трюк «пацаны смотрите, как я умею» - пересекая сплошную, перескакивая за знаками (прямо Ростов, правее на Краснодар) с отрывом передних колес через проселок, пересекает еще одну сплошную и «вливается» в уходящий вправо поток…. Из 8-ми ДПС только последний успевает выйти из ступора и тормознуть Андрея – мы тоже, приняв влево, остановились и ждем…. Проходит 3 минуты и Андрей резво стартует от ГАИшников и мигает нам «мол поехали»… Я не спешу… Останавливается.. Я спрашиваю: «ну нахрена и сколько обошлось?» В ответ: «Нисколько – так отпустили – сказали, такого опупевшего хохла еще не видели)))))). Я не призываю нарушать ПДД, но печаль неинформативной разметки в постсовдепии – реальность, и хорошо, что все хорошо закончилось.

Ночлег в гостинице Ной

До Армавира мы не дотянули километров 70…. После 23-00 (по правилам экспедиции движение в темное время суток не приветствуется) мы начали искать ночлег, ну и естественно….  везде все было занято…. Но нам повезло, и в начале двенадцатого мы нашли отличную гостиницу НОЙ (не реклама – просто реально гостиница понравилась), где за 900 грн (2000 руб) за трехместный номер мы и расположились в 23-30 (за день от Белгорода прошли 920 км). Особо я оценил номер без окон – утром в 7-00 Андрей ломился, а мы дрыхли в полной темноте без задних ног )))))))


Понедельник 5.08.19. Второй полноценный день экспедиции.

7:30 Выезжаем. Следующая точка  – Верхний Ларс, с одноименным КПП и выезд на Грузию. На улице теплеет. В 11:45 проезжаем Пятигорск.


В 14:28 проходим блокпост - въезд в Северную Осетию. Стоит отметить, что в процессе подготовки поездки, два федеральных блокпоста на пути вызывали настороженность, так как в интернете много негативной информации о данных анахронизмах системы контроля. На наше счастье или везение, все прошло очень даже нормально: в здание заходит только водитель с паспортами – делают отметку и все – максимум 5-10 минут. Может, в общем расслабляться не надо, но нам, повторюсь, повезло и никаких эксцессов не было.

Ну и соответственно, необходимо дополнить, что на трассе М4 мы рассчитывали идти высокими темпами, но в итоге попали в тянучки. Перегруженность трассы зашкаливала, огромные очереди на заправках, перед населенными пунктами и после, посты платных участков – все это очень сильно снижало скорость, и для нас оказалось неожиданностью.  
На подъезде к Владикавказу ищем нормальную и недорогую заправку и заливаемся по полной.


В 15:55 въезжаем во Владикавказ, выставлю классическую фотку, коих миллион в сети )))


Во Владикавказе нас догоняет Мерс 220й с местными номерами, и с радостными возгласами: “Слава Украине!” выказывает одобрение и радушие хохлам. Мелочь, а приятно!  
После Владикавказа сразу становится ясно, что впереди Большой Кавказ!!! Это реально монументальные виды, вызывающие неподдельное восхищение. Очень сложно описать всю мощь и красоту природы Кавказа.


В 16:40 въезжаем на КПП Верхний Ларс. К нашей радости не было практически очереди, стали в разные полосы, Андрею повезло, он проехал самым первым. У меня на все про все ушло 45 минут, и мы поехали в сторону Грузии, и... сразу же уткнулись в длинную очередь… Час мы простояли до въезда в первый туннель, и полтора часа в самом туннеле. Андрей, выехавший ранее, где-то затерялся впереди. Вадим, выпрыгнувший вперед, при рокировке стоял машин 60 впереди меня, но «прыгнуть» к нему я смог только после первого туннеля. После чего мы еще достаточно долго стояли, кочуя потихоньку вперед. На КПП Грузии мы заехали в 22:20.


Грузия

Причиной длинных очередей оказались грузовые фуры, которые не могли разместиться на КПП (я так понимаю, не хватает мощностей и пропускной способности). Из-за них не могли проехать легковые. Оформление на самом КПП заняло максимум 15 минут, и мы въезжаем в Грузию!!!


Сразу после КПП, на небольшой площадке справа, размещается куча вагончиков, в которых можно купить грузинскую автостраховку, поменять наличные на местную валюту ЛАРИ, купить сим-карту местных операторов – естественно раз близко к границе, то все это с 10-20% переплатой. Но, на самом деле, суммы не критичные, поэтому для экономии времени мы все там и прикупили. После чего поехали в первый, достаточно крупный, населенный пункт Грузии – Стефансминда (он же Степанцминда), куда прибыли в начале двенадцатого ночи. Заранее присмотренный хостел оказался полон! Получасовые поиски еще чего-нибудь особо ни к чему не привели (группу из 8-ми человек сложно разместить в одном месте сразу, а нам почему-то хотелось именно в одном отеле стать).  Поэтому, в итоге разместились не совсем бюджетно в отеле в центре городка. Но усталость и желание выспаться оказались превыше.
Пятьдесят наркомовских «за прибытие», перекус и спать.


Машинки ночуют перед отелем


6 августа 2019 г

Первое утро в Грузии нас встретило солнечной погодой (хотя ночью было +8), и даже был виден в облаках Казбек!


Нам предстояло подняться к храму Гергети, который величественно возвышается над Стефансминдой, и от которого открываются одни из самых красивейших видов в Грузии.

Возле отеля начали встречаться вот такие собакирен ))))). Они большие и, самое главное, все добрые. И вообще, было впечатление, что во всей Грузии все собаки добрые )))))


Позавтракав, мы все поехали наверх.
Это реально отличное красивейшее место, которое стоит посетить (хоть и сильно туристическое)



Вдоволь пофотографировавшись, мы стартовали к следующей цели нашей экспедиции – к Жинвальскому водохранилищу, где по плану экспедиции нам предстояла ночевка в лагере.

Путь от Стефансминды до Жинвали проходит по знаменитой военно-грузинской дороге, через красивейшие места, дорожное покрытие достаточно хорошее. Естественно, одна из достопримечательностей пути – Арка дружбы народов. И вот тут опять пойдет мое субъективное мнение - парковка возле Арки платная… При этом, она маленькая, тесная, вокруг натыканы точки продажи сувениров, заехать туда и выехать - это еще то развлечение… То есть, плата взимается не для поддержания и развития сервиса паркинга, а просто «рубится бабло». Кое-кто скажет – «срубили бабла с тебя, так что ты тут жалуешься?» Да вот как раз бабла то с меня и не срубили, так как автомобиль мой позволяет заехать к достопримечательности «по целине» --и ближе к арке, и чище.


И забегая вперед, скажу, что возле всех достопримечательностей Турции (которые намного круче и монументальнее, чем Арка дружбы народов) были УДОБНЫЕ, ХОРОШО ОБОРУДОВАННЫЕ, и БЕСПЛАТНЫЕ парковки.

Сделали несколько фоток на Арке дружбы народов


По дороге есть ещё несколько интересных мест - например, в Августе водопадик и достаточные залежи прошлогоднего снега!


Водопадик сам по себе так себе


но как же без надежных друзей )))))


Естественно, перед Гудаури достаточно известные минеральные источники


Также по дороге мы остановились у линии придорожных ресторанчиков и заказали себе местную еду: шашлык, хачапури по-аджарски и хачапури с сыром. Всю еду нам запаковали «с собой» и запаковали весьма грамотно и качественно; коробку из-под хачапури мы потом всю экспедицию использовали для хранения и перевозки лавашей.

На троих еда нам обошлась в 62 лари (примерно 600 грн). Но, как оказалось, ели мы ее три дня, так как за день все съесть сложно))))). По качеству все оказалось неплохо, а хачапури, в принципе, на отлично!

Итак, не спеша проехав по военно-грузинской дороге, мы доехали до Ананури. «Бывалые» рассказывали мне, что стать на Жинвальском водохранилище негде….
Вот всем подсказка:


После Ананури (ответвление посередине карты) уходите влево и, немного уходя вправо, выезжаете на берег водохранилища, и, повернув налево, едете по дороге вдоль берега в самый угол, где есть превосходная площадка для стоянки. Там мы и разбили лагерь.



Самые смелые даже купались – вода была достаточно теплая



Это был наш первый кемп в экспедиции, но на удивление все прошло без заминок. Расположились, достали ужин из котомок (заранее купленная аутентичная еда из ресторана), обменялись мыслями и впечатлениями, и легли спать. Ночью по лагерю гуляли лошади, пасшиеся рядом, а также, по-моему, коровы, так как утром все было «заминировано»)))))

7 августа 2019 г

Планы этого дня были незатейливы и просты: въехать в село Омало (Тушетия). В этом селе снимались эпизоды весьма известного фильма «Мимино». Путь в это село только один – через перевал Абано.

Я уже как-то говорил, что при подготовке экспедиции я просмотрел кучу отчетов, и кучу роликов про Грузию, и ни в одном из них я не прочитал, и не заподозрил даже, что эта дорога – полнейший «пипец» для среднестатистического обывателя и весьма серьезное испытание даже для подготовленной полноприводной техники (хотя кое-где и написано черным по белому, что данная дорога входит в десятку опаснейших в Европе). Я практически уверен, что сейчас очень многие обыватели, которые там побывали, скажут: «Да че он гонит? Там круто! Красиво! И ничего там страшного нет!» Почему я написал именно «обыватели»? Потому, что спецы такого не скажут! По-спортивному, дорога имеет 6-й класс сложности (читай высший) и просто так проехать по ней в принципе можно, но при этом не давая полный отчет о всех рисках, которые при этом возникают.
Но мы всего этого не знали тогда и мчались навстречу приключениям! ))))
Для начала, как оказалось, надо переехать один из хребтов, то есть перевальчик – он, конечно, был несложным, но с грунтовой дорогой и серпантинчиками.


Набрали по дороге воды, так как сказали, что наверху с ней напряги


И вот он – знак!!! 72 км!!!


Сначала очень даже все было нормально


Потом начало усложняться немного


Потом еще немного разнообразия животноводческого слалома


Нам достаточно повезло, половину пути наверх мы проехали в облаках, не сильно понимая сколько вниз и сколько вверх.


Там я понял, почему мало информативных фото с перевала Абано. Потому что ни одна фотка даже близко не передает «всю глубину глубин». Весь масштаб «трагедии», так сказать...  Участки с 40 градусным подъёмом, резким разворотом на 180 градусов и опять крутым подъемом нереально правильно сфоткать. Да и некогда.

Ну, и просто для понимания – перед поездкой на машину я поставил новые амортизаторы – сзади бильштейны, спереди такико – на середине пути их просто на просто «не стало». То понятно, что машина шла груженой, но такого я не ожидал. Дальше всю экспедицию я ехал «неваляшкой».

Отдельная тема – разъезды со встречными. Но об этом чуть позже. А пока мы все-таки вскарабкались на перевал!



С перевала просматривался наш дальнейший путь, и казалось, что все самое страшное позади – дальше выедим в долину и все – но оказалось не все так просто.







Конечно было полегче. Но, все равно еще долго и вверх, и вниз. Весь путь 72 км мы проехали за 6 часов - а от самого утра на Жинвали до Омало - 9 часов.

На ночлег стали, немного не доезжая, южнее Омало, возле рощицы.



Поужинали и легли спать. Мне спалось плохо – во-первых, почему-то была отдышка, хотя высота там не сильно большая, а во-вторых, я понимал, что на следующий день нам предстоит ехать обратно по той же самой дороге.

8 августа 2019 г

По планам дня – посещение старинной крепости Кесело, и потом, через перевал Абано, выезд в Алазанскую Долину, до города Сигнахи.

Выехали в 8:00. Сама дорога к крепости тоже не самая легкая, и в принципе, не быстрая. Объехав село с левой стороны, поднялись по серпантину, заехали к крепости с северной стороны. Я позже убедился, что с юга фотографии крепости зрелищней.


На самом деле, по моему личному мнению, крепость не сильно и харизматичная; вся прелесть - в видах, открывающихся от нее. После крепости мы потихоньку двинулись обратно, на перевал.


И вот мы снова на перевале Абано!!!! (12 часов дня)


Начали спуск вниз

Андрей поехал вперед, потом я и Вадим замыкающим. По большому счету, дорога вниз все-таки легче, надо только осознавать, что нельзя постоянно пользоваться тормозом, максимально прибегая к езде на пониженной для замедления, внатяжку. Со встречными машинами разъезжались удачно, пока не встретили Камаз.

Я только спустя много времени понял, насколько это все было жестко и опасно, и теперь скажу, что это осталось глубоко в памяти, как самое впечатляющее происшествие всей экспедиции, да что там экспедиции, всей моей жизни.

Одним словом, тихонько крадясь друг мимо друга (Камаз под стеночкой, я на порожке пропасти) мы попадаем в углубление по середине дороги, и, соответственно, Камаз накреняется в мою сторону, а я в его, слышу скрежет и несильные толчки, при этом понимаю, что справа сантиметров тридцать грунта и мне совершенно не хочется доворачивать в сторону бездны. Все было бы ничего, но выступ в конце кузова Камаза (задняя стойка кузова) пробивает заднее боковое стекло и цепляется за мою заднюю стойку и начинает тащить.
Сказать, что я что-то подумал или что-то успел сделать, нет! Потому что ровно в следующее мгновение мы расцепились, и я быстро юркнул вперед счастливый на середину дороги.


По прошествии времени, я почему-то полностью уверен, что если бы он меня все же с дороги спихнул, то не остановился бы, а максимум сказал бы: «ах, как жаль, погибли еще одни туристы».  К слову сказать, спустя несколько дней, в Батуми таксист рассказывал, что на днях Мицубиси Делика с туристами «ушла» там. Поэтому, еще раз прошу отнестись к данному маршруту со всей серьезностью: тормоза, шланги, сцепление, уровни тех. жидкостей, все должно быть в идеале!

Вот, кстати, интересное фото -  пейзаж и маленький ручеек. 


Но, если приблизить фото, то по центру, чуть левее ручейка, точка – это бульдозер ЧТЗ (по-моему т-130). И сразу понимается масштаб, и ручеек превращается в реку.

Видимость была намного лучше, чем при вчерашнем подъёме поэтому впечатление от пейзажей мы все-таки получили.




Внизу, после выезда из ущелья, мы остановились перевести дух, поделиться впечатлениями и заклеить мое стекло – сначала скотчем (для армировки) и потом, еще спонсорскими наклейками, чтобы в глаза не бросалось. Переживал, что в другие страны могут не пустить со следами ДТП.

Там же к нам подошел местный житель, который с компанией отдыхал на берегу реки; расспросил нас, кто мы и что мы, и приглашал бесплатно остановиться в его хостеле. К большому сожалению, ни его имени, ни названия населенного пункта я не запомнил. А так как по графику наш маршрут проходил намного дальше – мы не воспользовались этим приглашением. Но все равно – спасибо ему!  

О винах, лаваше и персиках

Дальнейший наш путь пролегал по Алазанской долине, до города Сигнахи. По дороге мы много раз останавливались, попробовать и купить вино (домашнее в селах) – и вот мое личное мнение.

Возможно, я не разбираюсь в винах. Возможно, сотни литров, выпитых на Закарпатье (я не преувеличиваю), и много-много литров, выпитых в Венгрии и в Крыму, не дали мне знаний и понимания (хотя я так не считаю). Но! Та «жужка», которую я пробовал в Грузии, как домашнее вино – это страшное дело, напоминающее мне разбавленный винный уксус, который пить можно было, только разбавляя его кока-колой. По сравнению с этим вином – самая обычная сухая ординарная Изабелла в Береговских подвалах – просто нектар! Да простят меня местные жители, но я пробовал из четырех разных мест, и впечатление одинаковое. Добавило в это впечатление разочарование, когда местный житель, торговавший вином, пригласил нас спуститься в подвал, и там я увидел вино не в деревянных бочках и не в глиняных квеври – а в обычных двадцатилитровых стекляшках, в которых делают самодельное вино и у нас здесь на Слобожанщине. 

Справедливости ради надо сказать, что некоторым участникам экспедиции вино нравилось! И оно в итоге было выпито. Ну, и конечно скажу, что критика не относится ко всем домашним винам Грузии. Ведь мы проехали всего лишь 100 км по Алазанской долине. И, так же, не относится к бутылочным заводским, которые сложно покритиковать.

Винный вопрос я осветил не сильно радужно, поэтому напишу еще про лаваш в Грузии – а точнее пури!

Названий и форм там много, я запутался. Но объединяет их одно –  это недорогой, и очень вкусный хлеб с обалденным ароматом. Где бы мы не останавливались, какой бы формы и названия он ни был - это реально вкусно! И, для сравнения, напишу, что грузинский лаваш у нас в Харькове я покупаю по 12 грн (тоже неплохой), а в Грузии средняя стоимость была 9 грн. Поэтому, смело могу сказать – хлеб там восхитительный по всем параметрам!

Еще, когда мы ехали по Алазанской долине, нам часто попадались продавцы персиков. И когда я узнал стоимость, решили купить ведро (чуть больше 3 долларов). Я вообще не сильный любитель персиков, когда-никогда, могу съесть, но не гоняюсь за ними, и вот почему. Потому что я никогда не пробовал персики в Грузии!!! Это насколько разный продукт от того, что я пробовал в Харькове, Закарпатье, и даже в Крыму – он намного-намного ароматнее, и намного вкуснее! Не сильно растекается, когда его кусаешь, но все же сочный и мягкий. Короче, такие персики по мне!

Ну, и все же немного о неприятном. Андрей, покупая персики у соседнего продавца, не смог вытребовать сдачи (1 или 2 лари). Тот просто говорил: «нет сдача». При чём, достаточно цинично это делал. Андрей предлагал ему поискать у соседей-торговцев, но было видно, что проблема не в неимении сдачи, а в простом нежелании ее отдать. Результатом был возврат персиков продавцу и забирание своих денег. Я смело хочу сказать, что с этой «фирменной» чертой торговцев в Грузии мы позднее столкнулись многократно, что совершенно не красит, а существенно портит общее впечатление о Грузии.

Ночлег

Приехав в Сигнахи (точнее мы проехали по краю), стали прикидывать и искать место для ночлега кемпом. С высоты холма, в долине, увидели озера или пруды, и решили туда проехать и стать возле воды. Все это закончилось небольшим пыльным внедорожным приключением, но до воды мы доехать не смогли. Истоптанная копытами коров дорога предрекала нам дальше уже не пыльные приключения, от чего мы благоразумно отказались. Вторая попытка найти место в лесочке привела нас в заброшенные пыльные сады с пожухлой травой. Ко всему прочему я почувствовал в салоне сильный запах бензина и, открыв капот, определил, что имеется течь бензина в районе штуцера обратки, на регуляторе давления топлива. Оперативно я туда подлезть не смог, и решил заняться проблемой после таборения.

Взяв карту, я шестым чувством выбрал еще одно место, которое начиналось с другой стороны от Сигнахи, но сулило вероятность речки, и не прогадал! При выезде из Анага, в сторону Сигнахи, вправо уходит ущелье, в которое мы и свернули. И, практически сразу остановились. Там протекал еле заметный ручей, но с чистой и теплой водой. А немного ниже по течению, из камней торчала труба, из которой текла скорее всего эта же вода. К сожалению, у меня не случилось ни одной фотографии с того места, как и не зачекинил местоположение на навигаторе. Но примерно это тут 41°38'27.6"N 45°54'34.1"E 41.641002, 45.909472

Разложившись, приготовили ужин. Уже в потемках, и я точно не помню в какой момент, со стороны ущелья начал раздаваться многочисленный вой. Чисто как волчий, при чём, громкий и четкий. Скажу я вам, пренеприятнейший антураж. А до этого мимо нас пешком проходила местная молодежь. Я, оценив вероятность нахождения волчьей стаи между двумя населенными пунктами в паре километрах от жилья, предположил, что это нас «веселит» местная молодежь. Эта версия устроила всех, и мы легли спать. Забегая вперед, хочу сказать, что скорее всего я ошибался. Проанализировав позже все факты и сложив их, я понял, что скорее всего это были шакалы, которые селятся близ жилья. Тем более, в Грузии ежегодно регистрируется пару десятков нападений шакалов на людей. Значит они там есть!

9 августа 2019 г

Проснулись мы не спеша. Предыдущие двое суток и технически, и физически, и морально были достаточно сложными, а предстоящий участок не предвещал трудностей. Поэтому, с утра позавтракав, все занялись водными процедурами. Тем более, вода в ручье была теплой. Вадим с Андреем успели даже ополоснуть автомобили от пыли горных дорог.

Выехали в 10:30. По общей договоренности ребята ехали в Сигнахи по достопримечательностям (а их там очень много и, по большому счету, на этот городок надо выделять минимум пару дней). А я сразу выезжал в сторону Тбилиси, в поисках СТО для ликвидации бензиновой течи под капотом. Кстати, по легенде, именно в Сигнахи грузинский поэт застелил всю площадь цветами перед гостиницей, в которой проживала французская певица, что отразилось во всем известной песне Миллион роз ,которая переведена на пару десятков языков и известна практически по всему миру.

Но парочку фото в Сигнахи я все-таки сделал.



После чего, я выехал в сторону Тбилиси. По дороге остановился возле шиномонтажа, спросить, где можно найти СТО. Спросив, по какой причине оно мне нужно, шиномонтажник сам устранил течь, укоротив патрубок и перезатянув хомуты (10 лари). Дальше я не спеша продолжил путь на Тбилиси.
В 12:40, перед самим Тбилиси, я заехал помыть машину на автомойку (15 лари), где столкнулся, как обычно, с проблемой «отсутствия» сдачи. Но, с пятиминутной задержкой, сдачу мне все-таки нашли.

В 13:50 мы въехали в Тбилиси!


Тбилиси

Город, с архитектурной точки зрения, безусловно интересен. Там есть куча мест, которые несомненно нужно посмотреть. Но, чтобы хоть немного с ним познакомиться, надо, как минимум, дня три. А может я наивный, и ошибаюсь, и меньше недели там делать нечего. Но, в наши планы подробное знакомство с Тбилиси не входило (лимит времени жестко ограничивал это). Поэтому, три часа обзорной «экскурсии» в центральной части, в ожидании ребят выезжающих из Сигнахи. 

Припарковались мы под президентским дворцом, недалеко от берега Куры, пешком пройдя до знаменитого моста. Туда же подтянулись остальные экспедиционеры.





Грузины за рулём

Отдельно хотелось бы остановиться на стиле вождения местных. В Тбилиси это яркая концентрация нравов на дороге. Вот если бы я никуда не спешил, и ехал бы по принципу – «мне все-равно – я еду по правилам, он должен уступить», то минимум 5-6 грузинских машин я бы рихтанул своим кенгурятником. Не глядя «вливаться в поток» со второстепенной – и вливаться сразу через две-три полосы – нормальное явление! Или, когда две машины в соседних полосах начинают замедляться, замедляться, и потом тупо останавливаются, поговорить посреди транспортного потока – это тоже, видать, норма. Так как остальные просто начинают объезжать справа, слева, не дудя, не фафакая -- привыкли.

Имея полицию цивилизованного образца, очень удивляет наличие беспардонного пренебрежения ПДД многими участниками. Создается впечатление, что правила дорожного движения они не знают, а если знают, то просто презирают их.

При выезде из Тбилиси решили разбавить путешествие «гастротуром», остановившись возле придорожной кафешки-хинкальной. Попробовали хинкали – это реально очень вкусно, и достаточно недорого. Но бюджетным тоже нельзя назвать – 10 грн (1 лари) за один хинкаль.


Подкрепившись, поехали искать место ночевки в районе Мцхеты, так как по планам начало следующего дня - посещение монастыря Джвари.
И практически сразу нашли отличнейшее место! С трассы свернув и проехав через всю Мцхету, к собору Светицховели, и далее, мимо полицейского участка, к реке Арагви, и вдоль реки влево метров 200.


С этого места хорошо виден монастырь наверху

и в темноте тоже


Мы спросили разрешение у рыбаков, не помешаем ли им, и разбили лагерь.

После ужина мы еще некоторое время наслаждались ночным видом реки и монастыря, а также часто пролетающими над нами пассажирскими самолетами – это потрясающее место оказалось на глиссаде Тбилисского аэропорта.

Ночью произошло небольшое происшествие, дополнительно подпортившее впечатление о местных жителях. Мы уже спали, когда нас разбудили громкие голоса, и бесцеремонно шныряющие по лагерю лучи фонарей. Я сначала подумал, что это какой-то полицейский патруль, так как, кроме всего прочего, раздавался собачий лай. Но так как я спал в антимоскитном шатре, то увидел, что это молодежь в штатском с девушками и собаками, видать, местные – до Мцхеты всего 500 метров напрямую. Они прошли чуть дальше и громко (я даже сказал бы, что очень громко галдя) начали купаться в реке. По совокупным признакам очень было похоже, что компания на подпитии, поэтому особого желания ввязываться с ними в диспут не было. И все бы ничего, но это продолжалось где-то час. Бесцеремонное поведение испортило общее впечатление, да и выспаться нормально не удалось. Жаль.

10 августа 2019 г

Поднялись рано, в 6:30, так как день предстоял с плотным графиком. Позавтракали, помылись и стартанули в 8:40. В 10:00 мы уже были у монастыря Джвари – это одна из визитных карточек Грузии. У подножия монастыря встречаются две реки - Кура и Арагви, место считается колыбелью Христианства в Грузии.


Гори

После монастыря мы направились в сторону Гори, куда и прибыли в 11:30.

Я думаю не стоит напоминать, что, в принципе, небольшое поселение разрослось и стало всемирно знаменитым благодаря тому, что является родиной И.Сталина (он же Джугашвили).
Дальше пойдет опять субъективная точка зрения, и я постараюсь не впадать в политические размышления, а просто с точки зрения исторической – это беспрецедентная историческая фигура, правильность действий которой оценивалась в разные исторические периоды по-разному. Но я склонен придерживаться мнения, что положительной данная фигура быть не может по причине причастности к гибели миллионов людей – а, по моему мнению, жизнь человека - это самое важное. Но, тем не менее, с моей точки зрения, ТАЛАНТ руководителя у Сталина был исключительный - заставить работать, как единый механизм, 140 народов, народностей и национальностей... назовите мне еще кого-то такого? Ну, может Тамерлан.     
Одним словом, мы не впадаем в дискуссию, был он хорошим или плохим, а просто обращаем внимание, что личностью он был харизматичной и значительной.


Кстати, в Гори есть не менее важная достопримечательность - над городом возвышаются развалины средневековой крепости Горисцихе.  Так же, в 12 км от Гори, находится древний пещерный город Уплисцихе.


Боржоми

После посещения музея Сталина мы поехали в Боржоми.
Многие скажут – да там нечего делать! Попсовый, распиаренный курорт, где на каждом шагу рубят бабло. И я соглашусь с этим, но проезжать мимо и не заехать, попробовать боржоми, который по вкусу совсем не такой, как у нас в бутылках (а намного хуже) – дело принципиальное. Одним словом, заскочить, зачекиниться - в планах было с самого начала!


Чиатура

Из Боржоми мы выехали в 16-30 и направились в один из ключевых пунктов экспедиции – город Чиатура. Это город-комбинат марганцевой руды, совершенно не туристический, но виды в городе, и виды вокруг города, мягко сказать, неординарные. Кроме того, в городе функционирует сеть канатных дорог, на момент поездки бесплатных. Лично я нисколечко не пожалел, что туда заехал.



Сама дорога к Чиатуре весьма интересна и многообразна. На город мы потратили не более часа; и решили выезжать в сторону Кутаиси, выбирая по пути место для ночлега. Сразу за городом дорога пошла ввысь, температура упала. И вопреки правилам экспедиции не двигаться в темное время суток, было принято решение двигаться в Кобулети «до победного» и ночевать уже на берегу моря.

Ситуацию усугубило строительство, реконструкция и ремонт трассы, из-за чего мы весьма неплохо блуканули, потеряв Андрея (вот оно!- отсутствие радейки у него). И, идя по навигаторам, сделали себе неумышленно спецучасток офф-роуд движения по заросшей дамбе какого-то энергетического объекта в темноте. Андрей, вырвавшись вперед раньше нас, приехал в Кобулети и по предварительно заготовленным координатам (Шай привет!) нашел неплохое местечко в прибрежной полосе. Мы же приехали на добрый час позже (в 2 часа ночи) и начали располагаться на ночлег. Ситуацию оживляло наличие огромной толпы автомобилей и молодежи, так как именно в этом районе и именно в эти даты проходил какой-то фестиваль электронной психоделической музыки. Была очень яркая перспектива спать под непрекращающийся бамс-бамс )))))). Но каким-то чудом через пару часов музыка прекратилась, и мы моментально отрубились, измотанные весьма насыщенным днем.

11 августа 2019 г

Проснулись мы на новом месте где-то в 8 утра. Ночью дождило, и утро было пасмурное, но особо это не огорчало, так как жары не хотелось. Очень удивляло, что в принципе достаточно сильно раскрученном туристическом месте, в прибрежной зоне есть обычная парковая зона, в которой просто можно стать с палатками. Не знаю, кому говорить спасибо – администрации Кобулети или правительству Грузии, но мне кажется, что это мощный показатель, что не все можно купить за деньги и не совсем везде «бабло» побеждает зло. 

Я сравнивал с побережьем нашего ЮБК, где вся береговая линия плотно застроена виллами и пансионатами, или в свободных местах устроены платные кемпинги с достаточно слабой санитарией.  Ну и, конечно все же, свои пять копеек: даже если это просто парковая зона – ну, поставьте туалетные кабинки и мусорные баки, пусть даже платные туалетные кабинки, но от этого выиграют все – отдыхающие перестанут перебежками красться от кустика к кустику, а Кобулети получит «незаминированную» парковую зону ))))

Итак! Вот это место: Зона Фест, а севернее - вилла нашего знаменитого земляка Лени Чернивецкого – бывшего мера Космозоо ))))))




Мы ночевали в автомобиле, разложив наше спальное место, это достаточно быстро, удобно и комфортно. Выглядит это так:


По планам – в Кобулети мы должны были попасть, проехав через Кутаиси в Сванетию (через Хванчкару), а оттуда, по кругу, мимо Ингурского водохранилища, уже ехать на юг. Но, высчитав что Сванетия заберет минимум еще двое суток, а вся Грузия выйдет тогда в 14 суток (из 20ти) было принято решение «вырезать» Сванетию из маршрута, поставив метку «есть большой повод вернуться в следующий раз».

Первый день отдыха на побережье Черного моря в Грузии после десятисуточного движения.

Неспешно позавтракав, пошли купаться. На море весьма недурственно штормило (а я очень люблю шторм), и я с удовольствием начал барахтаться в волнах. Но тут же появился человечек в красной футболке и потребовал покинуть море. Оказывается, эта зона обслуживается муниципальной спасательной службой. Меня конечно это расстроило. С одной стороны, как бы хорошо и правильно, что есть спасательная служба, с другой стороны, купаться хочется, а не дают. При этом, севернее (дальше за виллой Космоса) народ плескался свободно в море.

Решили пойти на север «на разведку» для более интересного места для лагеря. По навигатору через 3.5 км в море впадает река – предположили, что там может быть интересное место – наличие пресной воды для стирки (а за десять дней баулы с грязной одеждой имели огромные размеры.)

И мы пошли. Дальше включается Закон Мерфи. Выглянуло солнышко, стало жарко. Мы лениво брели по побережью разглядывая все вокруг. Метров через 500 «цивилизация» закончилась, и начался забор какого-то заброшенного пансионата (гугл показывал «пионерский лагерь»). И вот, от кромки моря до самого забора была «безлюдная заброшка», вся заваленная хламом и мусором, выкинутым штормом. Забегая вперед, скажу, что я там подобрал две отличные свежие бамбуковые палки и кусок пемзы, величиной с мою голову, и пару мячиков. А Вадим собрал отличную коллекцию мячиков (по-моему, 11).


Дойдя до реки, мы поняли, что лагерь там поставить неудобно, и там достаточно грязно. Возвращаясь назад, мы осмотрели сосновую рощицу севернее виллы Космоса, и нашли то место более выгодным. Было принято решение переехать, что мы и сделали.
Лагерь разбили быстро.


Как обычно, имея опыт и тренировку, Вадим и Лена приготовили супчик «за 5 минут на коленке». Естественно, помощники у них были, но все равно спасибо им большое за такое умение, оно неоднократно подтверждалось на протяжении всей экспедиции.

После еды приняли решение поехать в Батуми на экскурсию (ну как же без попсовых мест). Я не считаю Батуми сногсшибательным местом, но для посещения рекомендую, есть на что посмотреть. 




Остатки заката в Батуми


12 августа 2019 г

Мы великолепно выспались в лагере в Кобулети, неспешно позавтракали. Андрей принял решение все-таки выпрыгнуть в Сванетию, мы же посчитали, что будем отдыхать, чистить и стирать все, что накопилось; ведь по сути был уже «экватор» экспедиции.

Вот так выглядел антимоскитный шатер, в котором мы великолепно спали трое суток; раскладушки – это очень удобно.


В обед разыгралась «тоска по родине», и Лена с Наташей приготовили классику жанра )))


В целом, природа нам дарила отличную погоду, и, как ни странно, без сильной жары. Хотя, на дворе август был. Стирались (мы нашли недалеко от лагеря место с источником пресной воды и по неподтвержденным данным еще и питьевой.) Купались и просто переводили дух после 2900 км.


Вот так мгновенно и незаметно пролетел второй день отдыха в Кобулети

13 августа 2019 г

Стало немного теплее, утром никто не хочет вставать.


Царский завтрак с колбаской спонсора 


Про колбасу


Кстати, насчет колбаски – на каждый экипаж было выделено по 8 кг сырокопченой колбасы в ассортименте. Это огромная и великолепная помощь, и я скажу, самый универсальный и самый эффективный продукт для путешествия (я это знал заранее, но в процессе путешествия убедился еще сильнее). Во-первых, она калорийна, то есть в 100 граммах 400-800 ккал. Во-вторых, она вкусная. И третье – ее можно просто так съесть с куском пури (лаваша), запивая кефирчиком, айраном или кока-колой, даже во время движения, и будешь сыт полдня. А можно с ее помощью приготовить кучу всяких вкусных блюд, или просто ее добавить для вкуса. Четвертое – она хорошо хранится: с нами она пропутешествовала 22 суток от +8 до +48 С (без холодильников только термоса), и несколько палок приехало обратно в Украину (в основном по причине наличия местной вкусной и недорогой пищи). Несколько палок мы подарили местным жителям, как «алаверды» за их угощения (в основном, чача или «коньяк» «местного» разлива – попросту чистая и крашеная самогонка))) Одним словом, крайне рекомендовал бы при подготовке экспедиций найти местного производителя, и на основе спонсорства, или просто прямой закупкой затариться (у производителя это будет на 30%, а то и на 40% дешевле, чем тупо пойти купить в магазине. А главное, можно заказать в вакуумной упаковке или даже в пищевом газе, и реально она будет свежее).

Но нам, ко всему прочему, повезло! Нам предоставили спонсорскую помощь, за что огромное спасибо! Хорошо, что есть люди, понимающие, как тяжело слепить все это воедино и хоть куда-нибудь организованно съездить.

Так! Рекламную паузу закончили, идем дальше!
Сегодня по планам помыть автомобиль перед дорогой, заправить, сделать покупки грузинских товаров, (не спеша и торгуясь), а также моя очередь что-нибудь приготовить на обед и на ужин.

Печальная повесть

Для начала я поехал на рынок Кобулети (нужны были магнитики, сувениры, специи, чай.) В итоге я конечно почти все купил. Но не в тех количествах, в которых планировал. Потому что меня очень удивила реакция торговцев на мои попытки торговаться. Подхожу, спрашиваю, а по чем чай, к примеру, (это происходило в разных частях рынка с разными товарами) – полное радушие и объявление цены: 5 лари за пол-литровую баночку. Ну, естественно, для начала пробный «заброс» - а две баночки за 8 лари отдашь? И вот тут происходит непонятное (я первый раз подумал, что чувак просто с «причудами») – торговец молча отходит от тебя в другой край прилавка и становиться спиной. Попытки повторить вопрос – ноль эмоций. Когда это произошло в третий раз, я понял, что это «клиника». Чай, кстати, я купил только потом, в Батуми, по 3 лари за баночку того же «майского». И добавлю, по вкусу он меня не впечатлил, хотя может просто натуральный без усилителей вкуса и красителей, от чего мы, в принципе, отвыкли. Справедливости ради надо сказать, что несколько русскоязычных торговцев на мои попытки торговаться давали скидки 5-10%. Но, в целом, впечатление негативное вышло. А жаль... Маркетинг пишет, что клиент в идеале, должен радостно расставаться с деньгами )))))))

Дальше. Отъезжаю от рынка – вижу, автомойка. Отлично! Останавливаюсь напротив, выхожу, перебегаю дорогу, спрашиваю у радушного менегера – почем? Он спрашивает – какая машина? Я, указывая на Монтерей, говорю, вот она! Резюме – 10 лари! Отлично!!! 90 гривен - хорошая цена и на 5 лари дешевле, чем перед в Тбилиси. Становлюсь, моют, моют хорошо! Хорошо сбивают снизу, хорошая пена, хорошо ополаскивают. Даю двадцатку. Сдачу получаю пятерку.  Вопросительно к менегеру. И вот тут он театрально так: ну ты же посмотри, какая у тебя машина большая! Ну, я ему, типа, – я очень рад, что у меня машина такая большая. Мало того, я даже выбирал такую машину большую. И я великолепно знаю, что у меня машина большая! После чего "менегер" с огромным нескрываемым недовольством добавил к сдаче 5 лари. Вот на хрен делать так, чтобы, отъезжая, клиент увозил с собой негатив? Неужели у них карма «резиновая» на «черное»?

Настал черед заправиться. Эх... 
В самом Кобулети, недалеко от нашей стоянки есть неплохая заправка (выше на картинке она указана). Я там заправлял бензин, и там есть газовая колонка. Но!!! Переходников под «тонкий» газовый клапан на ней нет (как и на 60% всех газовых заправках Грузии). Но они мне посоветовали ехать в сторону Уреки, и там - пятая заправка справа… Короче, надо проехать 11 км, и там будет заправка, на которой должен быть переходник! Ну, я поехал. 11км - это в таком путешествии, что в соседний подъезд сбегать))))))) Ну, а теперь о том, почему история заправки находится тоже в «печальном» разделе.

Подъехал, спросил, есть ли переходник? Заправщик сказал, что есть. Я возрадовался! Ну, и первый «колокольчик» – он заправил 78 литров газа в 80 литровый баллон. Для несведущих – в 80 литровый баллон газа летом помещается от 69 до 73 литров (опять же фактически, скорее всего, 73 литра нет там. Но то доказать сложно, так как теоретически это возможно – зимой случалось и 76 литров. Опять же, маловероятно, но оспорить сложно. Но заправить газовый бак на 99% – невозможно, особенно летом. Налицо – чистое нае»а»о»о! Но это еще не все. Подумав, я решил не скандалить по этому поводу, хотя бы из-за того, что это единственная заправка с переходником в округе. Молча рассчитался. И тут заправщик весело просит: 
- А за переходник калым дай! 
- Ну ладно, сколько? 
- 5 лари, весело отвечает он. 

И тут мне стало совсем грустно. В голове мысленно промчались все мемы про гостеприимство, дружелюбие грузин, и про то, что сейчас у меня в голове это все рушится прочно и навсегда. И если бы этот случай был сегодня один, то ничего бы, наверное, и не случилось бы. А так... Накопилось... Я не понимал, как? Попавшему в беду (ну, ладно, может, не в беду, а впросак) гостю страны, по всем понятиям дружественной страны! А на заправке, к тому же еще и клиенту, сначала впарить перелив, а после этого взять за пользование переходником 30% его стоимости. Ну, и именно здесь напишу РАЗНИЦУ – еще раз. ОГРОМНЕЙШУЮ ГИГАНТСКУЮ РАЗНИЦУ поведения совсем не православного в аналогичной ситуации. 

В Турции ситуация с переходниками оказалась в три раза печальнее, чем в Грузии. И когда я на одной из заправок остановился и начал объяснять свою проблему (тут еще очень важно взять во внимание жесткий языковой барьер), турок позвонил по телефону своему другу, разговаривавшему по-русски, и в режиме конференцсвязи продал мне свой БРСшный итальянский переходник за 20 лир! За 20 лир, млять! За две бутылки пива по местным меркам! Вы чувствуете разницу? Нет? А я тогда ощутил ее настолько, насколько даже не могу описать словами. Я тогда сел в машину и сказал – в мыслях я себе думал – больше 200 лир не дам! Я готов был дать за него в десять раз больше! Ну и, сюда же рассказывать такие мелочи, как на предыдущей турецкой заправке мальчик бегал в село, расположенное за заправкой, и принес переходник, прибежал со всех сил и запыхавшийся, и когда я ему попытался дать 10 лир, ОН ОТКАЗАЛСЯ. (правда, вроде заправщик ему что-то сказал….может он запретил….)

К чему я все это? 
Я не пытаюсь очернить весь грузинский народ, и у меня не было цели заниматься критикой чего-либо, у меня были очень радужные ожидания от грузин, у которых есть тренд – гостеприимство. Просто, получается, нам в большинстве случаев не повезло. Или мы сталкивались не с самыми лучшими представителями народа, которые, лично у меня тренд разрушили.

Этот факт не отбил у меня желание посетить Грузию еще раз, а наоборот – я уверен, что следующий раз, когда я туда приеду –мне повезет!

14 августа 2019 года

Как это здорово – отдыхать на берегу моря, но график душит. Сегодня мы должны доехать до турецкой границы – но не к Сарпи, южнее Батуми, до которого 25 минут езды, а, преодолев горный перевал Гордердзи, остановиться не спеша на ночевку в районе Ахальцихе, осмотреть достопримечательности (Крепость) и завтра, южнее Вале, въехать в Турцию.

Собираемся неспешно (километраж на сегодня-то не большой, хе-хе... 
В 12:00 заезжаем в платную душевую, по 1 лари с человека, и в 13:00 выезжаем в сторону Батуми.
Останавливаемся в Батуми в районе рынка, чтобы уже окончательно докупить подарки и сувениры.


Кстати, думаю будет полезной информация: 
  • На рынке в Батуми (не самое дешевое место) увидел трехлитровые газовые баллоны с горелкой грузинского стандарта (такие можно заправить и в Грузии, и, что немаловажно, и в Турции) по достаточно гуманной цене, в районе 15 долларов.
  • Если затариваетесь грузинскими специями, не поленитесь написать на пакетиках, что там, так как через месяц, я уверенно мог назвать только пакет со сванской солью.
  • Практически все, продающееся на том рынке (вино и чача) – жесткий контрафакт на вкусовых эссенциях.
Потихоньку выезжаем из Батуми и направляемся в горы. Первая остановка возле моста Тамары.


Потом еще мост «не Тамары» )))


Места красивейшие! В достаточно знаменитом высокогорном селе Хуло останавливаемся пообедать. Хинкали отличнейшие, достаточно острые, но вкусные – я вроде 12ть съел – и цена смешная (70 тетри за штуку).


Сама по себе трасса и перевал считаются сложными – зимой, говорят, даже закрывают проезд. Но после Обано – нам он показался детским лепетом. Хотя с другой стороны – расчетные три часа растянулись на целых шесть. Правда, реально мы никуда не спешили и ехали в свое удовольствие.


Местами пейзаж не совсем грузинский


Сам перевал и строящийся там горнолыжный курорт проехали уже практически на закате 


В долину спустились уже в темноте и практически на ощупь нашли место для лагеря в голом поле, не доезжая до Ахальцихе каких-то 5 км. Но уже чувствовалось изменение края, с минарета доносилась молитва.

15 августа 2019 г

Утром мы проснулись, быстро позавтракали и выехали в Ахальцихе.

 
У меня была главная задача - купить топливный шланг для замены обратки, так как опять появился запах бензина. Другие же поехали в одноименную крепость. А так же надо было заправиться до границы с Турцией (как позже выяснилось, это было делать необязательно, так как цена на газ в Турции и Грузии отличалась на тот момент не существенно). Андрей заправился газом на заправке до города, ну а мне «повезло», прямо при заправке закончился газ на АЗС.

Дальше мы поехали в город – ребята в крепость, а я по магазинам искать шланг. Его я нашел! Стал искать СТО, чтобы его поменять, но тщетно. Тут еще раз сказывается отсутствие вывесок на русском или английском языках, а грузинские шрифты к сожалению, не позволяют быстро сориентироваться – приходилось останавливаться возле каждого предполагаемого места.
После чего я подкачал шины (в Турции гравийных участков не предвиделось), и мы выдвинулись в сторону Вале. Я надеялся, что до границы найду газовую заправку. Эх...
Внимание! От Ахальцихе и до границы с Турцией газа нет! Бензиновые заправки есть, а газа нет!

Я решил возвращаться и искать газовую заправку в городе, а ребята поехали еще к одной крепости в районе Вале. Искал я заправку долго - на трех не было переходника, и лишь на выезде из города на второстепенной дороге я нашел и заправился.

Там же я первый и последний раз столкнулся с грузинской полицией – парни молча ехали навстречу, но, минуя меня, резко включили мигалку, развернулись – догнали меня сзади – я действительно в тот момент ехал не пристёгнутым, выскакивая возле каждой заправки. 
Культурно и корректно объяснив мне причину, выписали мне штраф 40 лари, объяснив, что оплатить могу в любом банке Грузии. С нарушением, я был согласен – и в принципе меня чётко предупреждали насчет ремня в Грузии, поэтому «сам дурак» - меня даже это особо не расстроило.

Зато расстроило то, что попытка заплатить в трех банках закончилась фиаско. К сожалению, из-за языкового барьера, я не мог понять причину, но меня отправляли из банка в банк, пока не нашлась русскоговорящая посетительница, которая сказала, что платеж примет государственный банк в здании полиции, и указала мне, где это. Ну, и вот после этого действительно мне удалось оплатить в госбанке, который все-таки еще и 2 лари взял «за обслуживание». На все про все я потратил больше 30 минут. Короче, пристегивайтесь ребята!

На подъезде к границе я заехал в местный магазинчик и скупил кучу минеральной воды, кока-колы и других тархунов, (в Турции, ведь, по доллару литр… хе хе...)
Ребята меня уже ждали на перекрестке, и мы выдвинулись на КПП.

На этом закончился наш «грузинский» этап путешествия. 

От момента выезда из Харькова пройдено 3090 км (по одометру). На самом деле, не так много – как смотаться из Харькова в Карпаты и обратно. Страна красивейшая, природа масштабная, достаточно неплохие дороги. Недорогой общепит, и главное очень вкусный.

Очень жаль, что на многое не было времени, но, думаю, это повод для нового путешествия!
Еще хотел бы обратить внимание на несколько аспектов, освещение которых не видел практически ни в одном отчете и даже у популярных видеоблогеров.

Считаю важной информацию, что в юго-восточной части Грузии – плотный ареал обитания гюрзы. Змея хоть и не сильно большая в этих районах, но достаточно агрессивная и весьма ядовитая.  Поэтому если вы собираетесь на экскурсии южнее линии Бакуриани-Тбилиси-Сигнахи – будьте осторожны! Коротко о мерах предосторожности: думайте, где вы ходите и во что вы одеты – не стоит бегать босиком по высокой траве (я очень аккуратно и внимательно бродил по садам в районе Сигнахи). Ну, а если вы едете в те места надолго, то имейте ввиду – у вас есть два часа с момента укуса - причем вы должны быть уверены, что вас укусила именно гюрза (а не гадюка), так как сыворотки РАЗНЫЕ!!!!!  Вроде есть информация, что сыворотку антигюрзин можно купить в Грузии в аптеке (я сам не проверял).

Еще, все-таки отдельно акцентирую на отсутствие газовых переходников на большинстве грузинских заправок – поэтому заблаговременно запаситесь своим.

Мобильная связь и интернет сравнительно недорогие – но если у вас есть возможность, воспользуйтесь помощью переводчика или русскоговорящего – для выбора оптимального пакета – я первый пакет брал после границы 2 гига и потом в Гори 7 гиг – почти по одной цене.

Ну и на этом буду заканчивать Грузинскую часть – и начну писать Турецкую!

25 страниц Вердовского текста, масштаб букв 11, с ссылками на изображения – с изображениями - страшно подумать )))))))

Спасибо за усидчивость и внимание!
Продолжение следует!
С уважением Анатолий ака Umnik


Комментариев нет:

Отправка комментария

Ваше мнение?

Топ-5 публикаций за последние 30 дней